Popoludni.ru

Пополудню
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 тонн угля за похудение

Приказ Министерства энергетики РФ от 20 августа 2020 г. N 686 «Об утверждении методики определения норм выдачи бесплатного пайкового угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации»

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 1609-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 42, ст. 4299; 2020, N 10, ст. 1376) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику определения норм выдачи бесплатного пайкового угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Признать не подлежащим применению приказ Минпромэнерго России от 11 ноября 2005 г. N 301 «Об утверждении Методики определения норм выдачи бесплатного пайкового угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2006 г., регистрационный N 7432).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2020 г.

Регистрационный N 60042

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэнерго России
от 20.08.2020 г. N 686

Методика
определения норм выдачи бесплатного пайкового угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации

1. Настоящая методика устанавливает порядок определения норм выдачи бесплатного пайкового угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — Методика, пайковый уголь, нормы выдачи пайкового угля, получатели соответственно).

2. Для определения величины норм выдачи пайкового угля применяются следующие показатели:

а) значения природно-климатических характеристик угледобывающих регионов, указанные в приложении N 1 к настоящей Методике;

б) коэффициент износа жилищного фонда, который составляет 1,33 ();

в) значения показателей, определяющих основные характеристики угледобывающих регионов, указаны в приложении N 2 к настоящей Методике ();

г) средняя расчетная температура воздуха внутри отапливаемого жилого помещения ();

д) марка угля «Д» (длиннопламенный) с теплотворной способностью 5200 ккал/кг (далее — марка «Д»).

3. Для жилых помещений, расположенных в регионах, указанных в приложениях N 1 и N 2 к настоящей Методике:

температура наружного воздуха, определяемая для «холодной пятидневки» (), до — 31°С, принимается равной + 18°С;

ниже — 31°С, принимается равной + 20°С.

4. Расчет годовой нормы выдачи пайкового угля для i-ro региона () определяется по формуле исходя из значений показателей, указанных в приложениях NN 1 и 2 к настоящей Методике:

а) для домов с печным отоплением:

, тонн условного топлива,

— коэффициент, учитывающий температурные условия i-ro региона;

— максимальный часовой расход тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилого помещения в i-ом регионе, Ккал;

— продолжительность отопительного периода i-гo региона, сутки;

— коэффициент, учитывающий состояние жилого фонда, равный 1,33;

24 — количество часов в сутках, час;

— нормативная площадь жилого помещения одного получателя пайкового угля, равная 36 кв. м;

В — средний удельный расход условного топлива на выработку тепловой энергии в угледобывающих регионах — 218,2 кг у.т./Гкал;

б) для домов, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем:

, тонн условного топлива.

5. Коэффициент, учитывающий температурные условия (), должен определяться по формуле исходя из значений показателей, указанных в приложении N 1 к настоящей Методике:

,

— средняя расчетная температура внутреннего воздуха отапливаемых помещений, С;

— средняя температура наружного воздуха за отопительный период, С;

— расчетная температура наружного воздуха, определяемая для «холодной пятидневки», С.

При этом для жилых помещений, расположенных в местности:

a) до -31 С:

;

б) ниже — 31 С:

.

6. Расчет годовой нормы выдачи пайкового угля в тоннах условного топлива одному получателю () определяется по формуле:

, тонн условного топлива,

— теплотворная способность марки «Д».

В целях унификации средних норм выдачи пайкового угля получателям в расчетах принимается размер теплотворной способности марки «Д».

7. Расчет фактической нормы выдачи пайкового угля в тоннах одному получателю () определяется по формуле:

, тонн.

В случае, если теплотворная способность поставляемого угля отклоняется от теплотворной способности марки «Д» более чем на 5 процентов, то норма Qoi корректируется на поправочный коэффициент (Кn), который определяется по формуле:

,

— теплотворная способность конкретной марки поставляемого угля.

Приложение N 1
к методике определения норм выдачи
бесплатного пайкового угля для
бытовых нужд пенсионерам и другим
категориям лиц, проживающим в
угледобывающих регионах в домах с
печным отоплением или в домах, кухни
в которых оборудованы очагами,
растапливаемыми углем, и имеющим
право на его получение в соответствии
с законодательством
Российской Федерации, утвержденной
приказом Минэнерго России
от 20.08.2020 г. N 686

Значения
природно-климатических характеристик угледобывающих регионов

Расчетная температура воздуха отапливаемого жилого помещения

(), °С

Расчетная температура наружного воздуха

(), °С

Средняя температура наружного воздуха за отопительный период

(), °С

Величина коэффициента, учитывающего температурные условия

()

Украина просит Россию «подкинуть уголька» — к Донецку стыдно на поклон идти

Москве снова придется спасать «незалежную» от замерзания

Украине катастрофически не хватает угля, чтобы безболезненно преодолеть предстоящий отопительный сезон. Соответствующее предупреждение распространила национальная энергетическая компания «Укрэнерго».

Накопленных запасов, в лучшем случае, хватит на половину зимы. Но и они продолжают таять, несмотря на снижение потребления электричества, подчеркнули в компании, отметив, что ситуация становится критической.

«По состоянию на утро 30 августа на складах ТЭС находится 720 тыс. тонн, что на 4% меньше, чем на утро 25 августа (750 тыс. тонн)», — говорится в тексте сообщения.

В частности, запасы угля газовых марок сократились в течение недели на 4,2%, а антрацитового — на 3,6%. На украинских складах сейчас в целом сосредоточено в 2,2 раза меньше обязательного минимума запасов угля, утвержденного Минэнерго Украины для предотопительного сезона.

На данный момент, согласно информации «Укрэнерго», из-за отсутствия топлива не могут работать 12 блоков и один корпус ТЭС и ТЭЦ мощностью 5,3 ГВт. Еще восемь энергоблоков мощностью 2,7 ГВт находятся на аварийном ремонте.

При этом на ТЭС, где в качестве сырья используется уголь, приходится до 30% генерации всей электроэнергии страны.

Эксперты уже говорят, что страна идет по сценарию прошлой зимы, когда, чтобы избежать веерных отключений, пришлось возобновить импорт электроэнергии из Белоруссии и России. Но сейчас, по мнению сопредседателя украинского Фонда энергетической стратегии Дмитрия Марунича, «ситуация осложняется высоким общемировым спросом на уголь и тем, что часть угля Украине необходимо закупать за границей, а цены за год выросли более чем в два раза».

На бирже в Роттердаме, например, уголь уже стоит 130−140 долларов за тонну.

На прошлой неделе местные СМИ сообщили о том, что госкомпания «Центрэнерго» и ДТЭК Рината Ахметова согласовали с американскими поставщиками покупку 75 тысяч тонн энергетического угля для Украины. Этот объем распределят равными частями — по 37,5 тыс. т. — для нужд ТЭС частной и государственной генерации.

Понятно, что он покроет лишь малую часть необходимого. Поэтому одновременно Украина значительно увеличила импорт угля из Казахстана — до 1,49 млн. тонн и из Польши — до 318 900 тонн.

Между тем, данные национальной службы статистики свидетельствуют о том, что крупнейшим поставщиком «черного золота» в «незалежную» по-прежнему остается Россия: ее доля на этом рынке в первом полугодии составила 66,3%. А ввоз российского угля в страну за этот период вырос на 12,5% — до 6,5 млн. тонн.

То есть, по всему выходит, что спасать Украину от замерзания опять придется «стране-агрессору»…

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича:

— Украина в свое время являлась крупным экспортером угля, как известно. Но после начала войны в Донбассе контроль над шахтами, где добывают антрацитовый уголь (уголь марки «А»), был потерян. Да и шахты, которые остались на Украине и добывают уголь газовой группы, они находятся не в лучшем состоянии. Особенно те, что принадлежат государству. Те, которые частные — компании ДТЭК — они работают нормально.

Но в целом, конечно, страна теперь зависит от импорта угля довольно существенно. И в основном, он идет из России.

Украина даже вычеркнула ключевые типы угля из своих ограничений. В частности, не стала вводить импортную пошлину на ввоз коксующегося угля и антрацита.

Понятно, почему она это сделала. Потому что критически зависит от России — и с точки зрения угля для электрогенерации, и с точки зрения получения угля для металлургии. Это миллионы тонн, которые заводятся по железной дороге.

Не все это осознают, но между Россией и Украиной существуют по-прежнему масштабные экономические связи и отношения. Каждый день туда и обратно ездят поезда, возят различные товары.

Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Украины, после Китая. И значительную часть этой торговли как раз занимает торговля энергоресурсами. Мы поставляем туда уголь, дизельное топливо, автомобильный газ и много чего еще.

Через Украину идет транзит российского газа, идет вторая южная ветка трубопровода «Дружбы», который транспортирует российскую нефть. Идет амиакопровод из Тольятти в Одессу.

Где-то это сотрудничество постепенно сокращается (или прекращается вообще), но в области угля оно по-прежнему довольно масштабное.

«СП»: — Но рядом Донбасс, и было бы логичнее, кажется, покупать там. Ведь шахты в ЛДНР не останавливали работу даже под обстрелами ВСУ. Куда идет этот уголь?

Читать еще:  12 дневный комплекс ванн для похудения

— Официально это не рассказывается, но, по всей видимости, обходным путем идет на Украину. Потому что есть данные о росте добычи в Ростовской области, и злые языки намекают, что это, возможно, реэкспорт угля, который пришел из ЛДНР. Но в ближайшие годы, понятно, никто об этом публично не скажет.

Было еще расследование в Польше, где местные журналисты раскопали информацию о том, что власти страны закупают уголь, который якобы по документам российский, но приходит из ЛДНР. Но польское правительство никак не возмутилось после этого. Более того, там даже было довольно забавное высказывание на этот счет одного из руководителей Минэнерго о том, что «этот феномен не представляет угрозы для страны». А раз не представляет, значит, закупаем.

Кстати, Турция тоже, по всей видимости, закупает уголь оттуда.

А вот на самой Украине из-за того, что именно антрацитовые шахты были потеряны, пришлось переоборудовать часть угольных электростанций — перевести их с угля марки «А» на марку «Г» (газовый). На это серьезно потратились.

Вообще без российских поставок у них все сразу посыплется — и генерация, и металлургия. А металлургия, к слову, очень важный источник валюты для Украины. Без работы металлургии там будет резкая девальвация с прочими неприятными последствиями.

Можно, конечно, закупать электричество, особенно, в зимнее время, когда оно очень востребовано.

«СП»: — Так, в чем проблема?

— Особых проблем тут нет. Из России и Белоруссии по-прежнему существуют соединения со времен еще плана ГОЭЛРО. То есть, мы все до сих пор объединены в единую энергосистему.

Украина, правда, обещает отключиться от России и Белоруссии и присоединиться к ENTSO-E — части энергетической системы Евросоюза. Но это опять-таки потребует вложений, к которым страна пока не готова.

У Украины с Западом синхронизирован только один сегмент энергетической системы — «Бурштынский энергоостров», откуда возможны экспортно-импортные операции в страны ЕС, а также в соседнюю Молдавию.

Что касается закупок у России, то Киев несколько раз то запрещал, то разрешал импорт электроэнергии из РФ и Белоруссии. Выглядит это довольно забавно: когда энергия нужна, Киев дает добро, а когда, например, в летний период, не нужна, то выходит какой-нибудь пафосный указ президента, который этот импорт запрещает.

Сейчас действует закон, который ограничивает поставки электроэнергии из России и Белоруссии — но он действует до 1 октября всего лишь. Потом, соответственно, закупать можно.

Позиция очень удобная. Сначала отработали несколько месяцев, рассказывая всем, какие они независимые, а потом начнут втихаря закупать.

Причем, в январе-феврале 2021 года поставки из России и Белоруссии составили около 10−15%. Без них энергосистема Украины либо просто стала бы распадаться, либо — что более вероятно — начали отключать промышленные предприятия, со всеми вытекающими последствиями для экономики.

Так что, я думаю, будут и сейчас закупать электроэнергию у России и Белоруссии.

«СП»: — То есть, в любом случае спасем, замерзнуть не дадим, поставив все, что надо?

— Во всяком случае, я не слышал, чтобы российское или белорусское руководство отказывалось продавать электроэнергию на Украину. Точно также я не слышал, что запрещены поставки угля на Украину.

То есть, у нас были ограничения, но это просто изменение механизма, сертификации. Все равно поставки идут. Если бы они не шли, как бы работала украинская металлургия, как бы работала украинская электрическая генерация?

Мне кажется, у российского руководства есть опция — ограничить эти поставки в том случае, если случится что-то экстраординарное. Например, наступление Вооруженных сил Украины на ЛДНР. Или что-нибудь еще в таком духе.

Я не исключаю, что это такой «рычаг», он как бы остается на столе, и в случае острой необходимости его можно повернуть. Посмотрим…

В принципе, Украина часто запаздывала со сроками накопления угля. Но пусть, как говорится, копят.

Правда, есть еще один аспект, связанный с внутренней олигархической борьбой на Украине.

«СП»: — Поясните.

— Дело в том, что там есть те, кому нужно дешевое электричество, и есть те, кому нужно дорогое электричество.

Например, в дешевом электричестве заинтересован Коломойский — оно необходимо его металлургическим предприятиям, в том числе ферросплавным. Поэтому он вполне готов был покупать электроэнергию и у Белоруссии, и у России.

Но есть на Украине и другие олигархические силы. Тот же Ахметов, который владеет угольными предприятиями. Ему как раз не нужна конкуренция ни со стороны России, ни даже со стороны Запада. Если, например, через несколько лет выяснится, что после синхронизации с Европой у них электроэнергия вдруг оказалась дешевле, я не уверен, что его предприятия этому сильно обрадуются.

И, соответственно, будет дальнейший удар по угольной добыче, особенно, по госшахтам, которые принадлежат «Центрэнерго». Зачем вообще иметь шахты с дорогим углем, если можно электроэнергию закупить у той же Европы. Но а пока, как видите, надеются на Россию и Белоруссию — 10% от всего потребления, это колоссальные объемы.

За российским углем выстроились очереди

Дела шахтеров пошли в гору

Российские шахтеры в преддверии профессионального праздника, который отмечается в этом году 29 августа, пребывают в приподнятом настроении. Объемы добычи сектора превысили прошлогодние, цены на уголь подскочили к 10-летним максимумам. Уверенно смотреть в будущее им позволяет растущий спрос на энергетический уголь в Юго-Восточной Азии и внутри России.

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА АО СУЭК

Удачный расклад

По оценке экспертов, в первом полугодии 2021 года российские угольные компании добыли 210 млн тонн угля, что выше показателей 1-го полугодия 2020 г. на 8,7%. Традиционно превалирует каменный уголь (174 млн тонн, или 83% совокупной добычи), на долю бурого угля пришлось 36 млн тонн (17% всей добычи). Напомним, что за весь пандемийный 2020 г. было добыто 402,1 млн тонн.

В январе–июне удача явно была на стороне российских шахтеров. Во-первых, неожиданные сюрпризы преподнесла погода. Из-за холодной зимы и летней жары запасы ископаемого топлива, являющегося основой глобального ТЭК, резко упали. При этом взлетела стоимость природного газа — недорогой альтернативы углю. В августе фьючерсы на газ с поставкой на хабе TTF взлетели выше $540 за тыс. кубометров. В этих условиях Европа, начиная со второго квартала, активно закупала энергетический уголь. Зато предложение упало до минимума из-за непогоды в Китае и наводнений в Индонезии. Обе страны входят в число крупных угледобытчиков.

Во-вторых, свое веское слово сказала экономика. Неожиданно быстро прибавили в ВВП после спада, вызванного эпидемией, азиатские страны. Сегодня их энергосистемы функционируют в основном за счет сжигания угля на ТЭС. Особенно это актуально для Индии и Китая. Плюс спрос на мировом рынке вырос после закрытия шахт в Колумбии.

В-третьих, вмешалась политика. Пекин из-за скандала с Канберрой отказался от экспорта австралийского топлива. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон не выдержал и устроил публичную порку властям КНР за начало закупок угля у России. «Учитывая желание Индии закупать дополнительно 40 млн тонн российского коксующегося угля, существуют перспективы выйти на доковидные показатели добычи угля уже в текущем году», — отметил «МК» управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.

Фото: Иван Скрипалев

В условиях дефицита

Из-за перебоев цены на энергетический уголь подскочили к 10-летним максимумам. В этом году они выросли практически вдвое по сравнению с минимальными значениями 2020 года. «Глобально рынок энергоресурсов поддерживает начало сворачивания ультрастимулирующей политики регуляторами и дальнейший рост среднесрочных инфляционных ожиданий. Традиционными бенефициарами такой динамики являются сравнительно низколиквидные рынки природного газа и угля», — пояснил аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

Крупнейшие угольные компании РФ поспешили воспользоваться благоприятной ситуацией. Так, СУЭК, крупнейший игрок на данном рынке, за 7 месяцев текущего года нарастил добычу угля на 2,6%, а его выручка за 1-е полугодие 2021 г. выросла на 27% за счет существенного роста цены на энергетический уголь. Выросли и экспортные поставки. Как пояснили «МК» в СУЭК: «Значительная часть производимого компанией угля является высококалорийным, с низким содержанием азота и серы. Но именно такой уголь, несмотря на высокую стоимость, пользуется повышенным спросом в Азии».

Однако не все лидеры нарастили добычу угля: по данным Орехова, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК) добыл за 7 месяцев текущего года 21,44 млн т (-6,1%), а СДС-Уголь — 11,14 млн т (-1,5%), при этом существенно выросшие цены позволили данным компаниям нивелировать небольшое падение добычи.

Рост мировых цен стимулировал угольщиков вывозить все свободные объемы на экспорт, прибыльность которого выросла в два-три раза по сравнению с прошлым годом. К сожалению, дефицит топлива возник на внутреннем рынке. Крупные энергокомпании пожаловались на высокие цены в правительство. Чтобы сдержать энерготарифы, ФАС и Минэнерго предложили обязать угольщиков продавать на бирже до 10% от месячного совокупного объема бурого угля и антрацита. Но предложенная мера не поможет, ведь внутрироссийские цены на уголь определяют угольные компании, ориентируясь на мировые котировки, уверен Дмитрий Орехов. По его мнению, более эффективным механизмом может стать демпфер (как в нефтяной отрасли), поскольку он смог бы реально изменить экспортный паритет.

Что дальше?

Сейчас формируются новые тренды, которые окажут в ближайшие годы влияние на развитие российского рынка угля. Как сообщил эксперт «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов, растет популярность «зеленой» энергетики, призванной помочь с глобальным потеплением. Особенно активно ограничивает применение энергетического угля Евросоюз. «Металлургический (коксующийся) уголь сложнее заменить, поэтому он оказался менее уязвим для «зеленых» трендов», — добавил аналитик. В связи с этим западное направление для российских угольных компаний становится менее привлекательным.

Зато неплохие перспективы открываются на Востоке. «Потенциал экспорта российского угля в Китай, страны Индийского океана, Ближнего Востока и Африки составляют более 100 млн тонн», — отметил Дмитрий Орехов. Напомним, что даже Япония и Южная Корея, не имеющие собственного производства угля, поддерживают за счет импорта его долю в своих топливных балансах на уровне 26–29%. При этом желающих купить дорогой, но качественный российский уголь в Азии становится все больше. Недавно впервые за много лет возобновились поставки в Северную Корею.

Читать еще:  100 заговор для похудения

Привлекательность стран АТР для российских угольных компаний подтверждают основные направления экспорта российского угля в 2021 г.: 69% приходится на Дальний Восток, 19% — на порты Черного моря, 12% — на Балтику. Однако для увеличения экспорта необходимо нарастить пропускную способность железных дорог Восточного полигона. Как полагает Дмитрий Орехов, во втором полугодии благоприятную для российских угледобытчиков конъюнктуру поддержат дефицит энергоносителей в Европе и Китае, политический кризис в ЮАР и наводнение в Малайзии, в результате чего была приостановлена добыча угля.

По оценке МЭА, до 2040 года потребление энергии в мире вырастет на 25–30%. Но даже через 30 лет уголь по-прежнему будет одним из основных ресурсов для производства электроэнергии. Так что отечественным шахтерам работы хватит еще надолго.

Гоп-стоп, мы подошли из-за угля: почему он так подорожал в Алматинской области

Этот отопительный сезон для жителей Алматинской области “подорожал” на 25–40 процентов. В прошлом году уголь можно было купить по цене 12–13 тысяч за тонну, сейчас он стоит порядка 16 тысяч, иногда доходит и до 20. “КАРАВАН” попытался узнать, на каком этапе поставки он становится таким дорогим.

В Талдыкоргане дешевле, там начальство рядом

Житель поселка Байтерек Енбекшиказахского района 35-летний Ербол недавно купил 1,5 тонны угля на местной базе. За тонну семипалатинского сорта «каражыра» он заплатил 16,5 тысячи тенге, плюс доставка – 3 тысячи. Говорит, что долго ждал, надеясь, что цена упадет, но рисковать здоровьем двоих детей не стал. Холодно в доме.

– В прошлом году я покупал «каражыра» за 12 тысяч, – рассказывает Ербол. – Пару недель назад по новостям показывали, что в Талдыкоргане шубаркульский стоит 14 тысяч, а «каражыра» – 13 500. Там, оказывается, замакима области проехал по угольным базам. Талдыкорганцам хорошо: начальство рядом – цена нормальная. К нам бы он приехал.

– «Каражыра» не дает такого жара, как шубаркульский, зато как разгорится, долго его держит, – продолжает Ербол. – Но есть один минус – оставляет много золы. Можно было бы разбавить его дешевым нарынкольским (имеется в виду уголь месторождения Ойкарагай Райымбекского района. – Прим. авт.), у которого слабая теплоотдача. Стоит он около 6 тысяч тенге за тонну, но за доставку надо еще столько же заплатить. Расстояние до нас – 350 километров. Люди говорят, что уголь такой, потому что рановато вскрыли это месторождение.

Слышал, что в Карагандинской области шубаркульский стоит около 6–7 тысяч за тонну. Понятно, что есть транспортные расходы, но не в 2–3 раза же накручивать?

Мне на зиму еще 1,5 тонны нужно. Может, цена упадет, тогда и возьмем. В Карагандинской области спал ажиотаж с углем

Что делать с пылью?

В одном из расположенных вдоль Кульджинского тракта домов этого же села Байтерек уголь продают в мешках прямо со двора. Спрашиваю цену у паренька, наполняющего лопатой подвешенные на специальную металлическую стойку мешки.

– Фамилию и имя говорить не буду, – предупреждает собеседник. – Мешок шубаркульского продаем по 750 тенге. «Каражыра» в наличии нет. В мешке около 38 килограммов.

– Его на грузовике привозит мой братишка, – продолжает продавец. – Возит из железнодорожных тупиков Байсерке, ГРЭСа (Илийский район. – Прим. авт.), иногда из самого Алматы. Бывает, что не успевает купить – уголь заканчивается, приходится ждать следующий завоз. Тогда он оставляет машину там. Очередь сохраняется.

В прошлом году шубаркульский он покупал там по 10–11 тысяч за тонну, а «каражыра» всегда был на тысячу-полторы дешевле. В этом году цена шубаркульского 15 тысяч. На 4 тысячи подорожал.

Мы две машины привезли вчера, за день мешками одну уже продали.

Ажиотажа сейчас уже нет. Вообще, люди сами виноваты. Многие хотели купить в сентябре – октябре, думали, что он подешевеет. А получилось наоборот.

Понятно, что прошлогодний никто покупать не хочет. За год он превращается в пыль. Хотя качество его не хуже. Люди просто не хотят с мелочью возиться. А угольную пыль многие по-разному используют: кто-то водой смачивает, и она превращается в куски, кто-то в пакеты пакует и потом в печь кладет.

– А когда уголь подорожал?

– В августе на базах подняли цену до 15 тысяч, с тех времен так и стоит цена, – продолжает продавец тепла.

Путем простых арифметических расчетов из цены за 38-килограммовый мешок выводим розничную цену угля за тонну – свыше 20 тысяч тенге. Мешками брать всегда дороже.

Люди сами виноваты

Едем на сельский угольный “пятак” – огороженную асфальтированную площадку с грузовыми весами, экскаватором-погрузчиком и контейнером-кассой. Сюда черное золото привозят из железнодорожных тупиков.

По словам местного работника, тут цена за тонну «каражыра» – 16 500 тенге. За доставку в пределах поселка надо отдать еще 3 тысячи тенге.

Обычно клиент обходит кучу угля, выбирает, где он покрупнее, и показывает водителю погрузчика, с какого места надо зачерпнуть ковшом. У последнего глаз уже наметан: требуемый объем быстро погружается в подъехавший грузовик, который затем отправляется на весы. Сидящая на кассе женщина высчитывает разницу между груженой и пустой машиной, умножает ее на цену за тонну. Обычно все верят продавщице на слово – никто не требует взвесить пустой грузовик. Село же.

– Мы не знаем, по какой цене закупаем уголь в тупиках, – рассказывает мужчина. – Эти вопросы к хозяину. Мы просто рабочие, наша задача продать. В последний раз привезли две машины по 40 тонн каждая. Закупаем в ГРЭСе, Покровке, Байсерке. Месяц назад был ажиотаж, после того,, как похолодало – все ринулись скупать уголь. Только привезем – и его сразу нет. Тут такая давка была! А в мае тут лежало 400–500 тонн, никто не покупал.

– А тогда по какой цене продавали? – спрашиваю.

– По 13–14 тысяч за тонну. Цена поднимается примерно раз в месяц. Нынешняя держится уже несколько недель. До этого была 14 тысяч, потом 15, 16.

Ребята на машинах – местные грузотаксисты. Без них база не сможет работать. Сервис: купил – доставят. Цена за услуги – рыночная.

Возвращаясь с “пятака”, у местного рынка видим груженный углем ЗиЛ.

20 тысяч тенге за тонну, – информирует водитель. – Цена доставки по Байтереку включена в сумму. В кузове 3,5 тонны.

Коммерческая тайна

Отправляемся в село Байсерке Илийского района. Там два железнодорожных тупика с угольными базами. Во время нашего приезда ни на одной из них горючего товара не было. Выяснилось, что все продали. Ворота первой базы закрыты. Открывший на стук дверь охранник рассказал нам, что весь уголь продали всего несколько часов назад:

– У нас только шубаркульский, его цена – 12 500 за тонну. За раз приходит 8 вагонов по 70 тонн каждый. В неделю таких поставок по 2–3. В целом почти все грузовики, которые приезжают к нам закупаться, уезжают гружеными. Бывает, что несколько машин остаются ни с чем. Ажиотажа нет. По сравнению с прошлым годом сейчас поставок больше. За жуткий смог и болячки казахстанцы заплатят по повышенному тарифу

По какой цене доставляется уголь сюда, охранник сказать не смог. По нашей просьбе он позвонил своему начальнику.

– Закупочную цену я не скажу, это коммерческая тайна, – ответил на наш вопрос менеджер базы. – Считаю, что 12 500 за тонну – нормальная цена.

И он оказался прав.

На второй угольной базе села Байсерке, куда мы затем отправились, традиционно недорогой уголь сорта «каражыра» стоит 15 500 тенге за тонну.

К сожалению, там мы тоже не успели к отгрузке угля и не смогли застать руководство базы. Но зато смогли спокойно пообщаться с водителями грузовиков – доставщиков угля.

– Сегодня уже закончился, – рассказывает с черным от угольной пыли лицом водитель. – Пришло семь 70-тонных вагонов. Около 110 грузовиков загрузились. Но бывает, что в очереди до 200 машин собирается, кому-то не достается. Дефицита нет, потому что в этом году поставки лучше, чем в прошлом. Народ сам создает ажиотаж.

– А сколько стоит доставка, например, в город Есик (центр Енбекшиказахского района. – Прим. ред.)?

10-тонный КамАЗ будет стоить 25 000 тенге, – почти хором отвечают водители. – Если ЗиЛ – 10 тысяч. В “коротыш” помещается 6–6,5 тонны, в “сельхозник” – до 9 тонн. По Байсерке развозка стоит 4–5 тысяч.

Уголь в отопительный сезон – самый нужный товар. Можно обойтись без новой шубы, не купить согым, но прозимовать в холодном доме с детьми, женщинами и стариками не получится никак. Поэтому люди выкладывают за него любые деньги. Его не купишь в магазине, как буханку хлеба, и не принесешь домой в сумке или пакете. Однако к субъектам естественных монополий сфера оборота каменного угля не относится.

Правила перевозки угля

Перевозки угля являются востребованным видом перевозки, в силу широкого применения данного вещества в промышленности и в быту. Сразу оговоримся, что в статье рассматриваются требования к перевозке угля в промышленных масштабах, или для производственных целей. Если вы везете на дачу пару мешков угля для шашлыков, то никакие требования ДОПОГ на эту перевозку не распространяются. А вот как правильно перевозить большие количества угля и его видов -возникает много вопросов как у перевозчиков, так и у инспекторов контролирующих органов.

Основной вопрос при подготовке к перевозке угля: является ли он опасным грузом или нет? Должна ли перевозка угля соответствовать требованиям ДОПОГ? Если должна, то это накладывает дополнительные требования к транспортному средству, к маркировке, к водителю и т.д., в общем, влечет дополнительные расходы. Но, если не выполнить требования ДОПОГ, то затраты могут быть существенно больше, когда инспектор наложит штраф за перевозку, не соответствующую требованиям.

Читать еще:  Soso китайский пластырь для похудения

В таблице А ДОПОГ имеется два номера ООН, относящихся к углю: UN1362 «Уголь активированный» и UN 1361 «Уголь животного или растительного происхождения». Какой уголь относится к какому номеру ООН, и, главное, при каких условиях уголь не относится к номеру ООН и перевозка может осуществляться без учета требований ДОПОГ? В этом и будем разбираться. В статье рассмотрим особенности перевозке Активированного угля, Древесного угля, Животного угля, Каменного угля, Сажи. Подробно рассмотрим требования к маркировке древесного угля. Определим, как влияет группа упаковки на требования для транспортировки.

Содержание

Активированный уголь

Активированный уголь производится в основном по ГОСТ 6217-74 из древесного угля пиролизом при температурах около 500 о С, путем дробления и последующей обработки водяным паром уже при температурах выше 800 о С. После проведения данных процедур в угле образуется множество микропор различного размера, которые способны абсорбировать значительное количество веществ.

В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ 6217-74 для перевозки активированного угля действуют правила перевозки для используемого вида транспорта, то есть для автомобильного это ДОПОГ.

Применяемый в медицинских целях активированный уголь хоть и обозначается номером UN 1362, но, как правило, перевозится в освобожденных количествах (до 30 граммов на внутреннюю упаковку и до 1 кг на внешнюю). К такой перевозке не предъявляют никаких особых требований, кроме маркировки упаковки, ограничения количества упаковок 1000 шт. и указания об этом в транспортной накладной.

А вот используемый в ликеро -водочном производстве, активированный уголь марки БАУ-А или уголь для наполнения ацетиленовых баллонов (марка БАУ-Ац), для очистки парового конденсата (марка ДАК), для адсорбции из водных сред (марка БАУ-МФ), производятся только в промышленных масштабах и должны перевозиться в соответствии с полным перечнем требований ДОПОГ для UN 1362.

Древесный угль

Древесный уголь широко применяется не только для мангалов: его используют в производстве кристаллического кремния, цветных металлов, сероуглерода, ферросплавов, карбюризатора, для производства активированного угля.

То, что древесный уголь, как правило, является опасным грузом, для многих производителей и перевозчиков становится неприятным сюрпризом только при проверке на дороге.

Для того чтобы определить, является ли уголь опасным грузом или нет, проводят испытания. Согласно подпункта с) пункта 2.2.42.1.5 ДОПОГ. За основу критерия отнесения веществ к классу 4.2 взята температура самовозгорания именно древесного угля. Казалось бы, уголь хранится в мешках в домах и магазинах, и никакого самовозгорания не наблюдается!

Все дело в критической массе. Если взять кубический образец древесного угля со стороной 3 м и довести его до температуры 50 о С, то он самовоспламенится. Так как образцы объемом 27м 3 в лабораторной практике неудобны, были разработаны иные методы, изложенные в пункте 33.3 Руководства ООН по испытаниям и критериям. Например, если тот же древесный уголь измельчить и плотно заполнить им кубическую емкость со стороной 10 см, а затем поместить на сутки в печь, в которой поддерживается постоянная температура 140 о С, то он самопроизвольно нагреется до 200 о С.

Соответствие образца описанному критерию достаточно для назначения древесному углю UN 1361 группу упаковки III.

Если партия была испытана и не соответствует описанному критерию, то данный образец не является опасным грузом.

При любом исходе испытаний лабораторией должен быть выдан на руки соответствующий документ, как правило -протокол испытаний.

Маркировка древесного угля

Отдельно стоит вопрос с маркировкой упаковок угля. Как уже говорилось выше, если вы купили пару мешков угля и везете их на дачу, то никаких требований к вам не предъявляется, независимо от маркировки мешков! А вот если вы, как юридическое лицо, тот же уголь доставляете в магазин (частник не имеет права это делать), то могут возникнуть значительные проблемы. Главное требование – на упаковке должен быть размещен знак опасности и номер ООН, и оно не выполняется!

Нетрудно продемонстрировать, насколько запущена ситуация. По запросу в поисковой системе отобразились мешки с древесным углем, не маркированные знаками опасности.

Причем, такая проблема наблюдается не только в России. На зарубежных сайтах картина аналогичная.

При детальном поиске иногда маркировка в виде знака опасности и номера ООН, всё же встречается. Однако, от штрафа на дороге это никак не спасет, так как по форме или содержанию данная маркировка не соответствует требованиям ДОПОГ.

Например, хоть данный знак по форме и содержанию соответствует установленному ДОПОГ образцу, длина боковой стороны знака не превышает 1,5 см при минимальных размерах 10 см. А номер ООН просто отсутствует.

Простота производства древесного угля дает возможность его производства в полукустарных условиях. Таким изготовителям нет дела до соблюдения ГОСТ, маркировки и прочей «ерунды». В данной ситуации единственным источником информации об опасности груза становится инспектор на дороге. А административная ответственность за нарушения правил перевозок опасных грузов имеется, и не маленькая. По первой части статьи 12.21.2 на юридических лиц предусмотрено наказание до 500 тыс. рублей. Да и водитель, взявший груз древесного угля с некорректной маркировкой, легко может лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Сейчас за данное нарушение наказывают очень редко, но анализ статистики штрафов при перевозке угля показывает, что их постоянно становиться все больше и больше.

Уголь животный

Животный уголь, в основном, производится из костей животных, крови и губок. Несмотря на низкий выход углерода – порядка 7%, он является ценным продуктом с уникальными свойствами. Поглотительная способность кровяного угля в 4 раза превышает костный и в 40 раз древесный уголь.

Животный уголь применяется в медицине, пищевой и легкой промышленности.

Все требования по перевозке, применяемые к древесному углю, применяются и к углю животного происхождения.

Каменный уголь

До сих пор не утихают споры, что такое каменный уголь (антрацит, кокс), можно ли его назвать продуктом растительного происхождения или же это минерал. Это безусловно интересный вопрос, но не для тех, кто занимается перевозкой и маркировкой каменного угля согласно ДОПОГ.

Ясность вносит специальное положение 665 ДОПОГ, согласно которому каменный уголь отнесен к «углю растительного или животного происхождения».

Не измельченные до порошкообразного состояния каменный уголь, кокс и антрацит, отвечающие классификационным критериям класса 4.2 группы упаковки III не попадают под действие ДОПОГ.

В отличие от угля древесного, каменный уголь может соответствовать группе упаковки II, III, или вообще быть не опасным. Для его перевозки обязательно должны быть проведены испытания.

Сначала нагревается кубический образец со стороной 10 см до температуры 140 о С и выдерживания при ней в течение 24 часов. Если образец самопроизвольно нагревается до температуры 200 о С или самовоспламеняется, то он считается способным к самовозгоранию. Затем образец уменьшают до размера 2,5 см и вновь проводят испытания. Если образец самопроизвольно нагревается до температуры 200 о С или самовоспламеняется, то назначается группа упаковки II.

Разница в некоторых требованиях для разных групп упаковки приведена в табл.

UN 1361 группа упаковки III

При контроле на дороге UN 1361, в случае если указана II группа упаковки и соответствующие требования соблюдены, вопросов не возникает. А вот если в документах указана III группа, или не указано, что перевозится опасный груз, то инспектор, даже при соответствии требованиям ДОПОГ, имеет основание возбудить административное расследование. В ходе расследования инспектор имеет право запросить документы, подтверждающие проведение испытаний для выбора III группы упаковки или подтверждающие, что данный груз не является опасным. Также, инспектор может взять образец для проведения лабораторных исследований.

Сажа

Сажа указана в таблице В — алфавитном перечне синонимов опасных грузов: «Сажа (животного или растительного происхождения)» UN 1361. Однако из растительного и животного сырья сажа добывается в незначительных количествах. В основном, она производится путем сжигания природного газа, и, следовательно, не может быть растительного или животного происхождения.

Таким образом, сажа должна быть классифицирована как UN 3190 S4 II/III САМОНАГРЕВАЮЩЕЕСЯ ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, Н.У.К. При этом, в первоначальный период сажа склонна не только к самонагреванию, но и обладает пирофорными свойствами. А значит, должна перевозиться как UN 3200 ПИРОФОРНОЕ ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, Н.У.К.

При этом, в п. 7.5.10 и п. 6.8.2.1.27 ДОПОГ, отдельно приводятся дополнительные требования к цистернам для перевозки угля и сажи UN 1361 ГУ II. Учитывая, что в промышленных масштабах из животного или растительного сырья сажу не добывают, указывать требования о перевозках в цистернах не имеет смысла. А вот объемы производства сажи газовой составляют 13 млн тонн, в том числе в РФ – 800 тыс. тонн ежегодно. При этом, требование п. 6.8.2.1.27 в неизменном виде переходит из ДОПОГ-2001. В мае 2003 г. была последняя правка п. 7.5.10, согласно которой требуется заземлять цистерны до наполнения или опорожнения сажей UN 1361 ГУ II. В обосновании предложения указана опасность воспламенения сажи от электростатического заряда, и не обозначено происхождение сажи. По всей видимости, при введении требований п. 7.5.10 и п. 6.8.2.1.27 подразумевалась сажа газовая. Таким образом, данный вопрос остается до конца неотрегулированным.

Исходя из вышесказанного, наиболее правильно сажу газовую (или произведенную из иного сырья кроме растительного и животного) следует перевозить под UN 3190, однако с соблюдением требований п. 7.5.10 и п. 6.8.2.1.27 ДОПОГ к UN 1361 ГУ II.

Сервисы определения требований перевозки угля и сажи

На сайте Опасник размещен ряд сервисов для идентификации опасных грузов. Один из них позволяет определить номер ООН и группу упаковки угля или сажи. Выбирается вид груза и, если требуются, указываются дополнительные критерии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector